«Роснефть» подала в суд на подрядчика из-за утраченных буровых отходов

«Роснефть» подала в суд на подрядчика из-за утраченных буровых отходов
«Роснефть» подала в суд на подрядчика из-за утраченных буровых отходов
Злободневная для ХМАО проблема утилизации токсичных буровых отходов нашла отражение в судебных разбирательствах между крупной дочерней компанией «Роснефти» – «Самотлорнефтегазом» и известным в регионе сервисным предприятием «Самотлорнефтепромхимом».

Последнее регулярно выступает подрядчиком нефтяных гигантов, выполняя работы по строительству, освоению и ремонту скважин, а также вывозя образующиеся при бурении шламы. Многолетние отношения и десятки заключенных контрактов не мешают сторонам регулярно вступать в споры, в том числе относительно вывоза и утилизации отходов. Как выясняется, десятки тысяч кубометров отходов «исчезают» в неизвестном направлении, хотя и предъявляются «Самотлорнефтепромхимом» для оплаты.

Однако камеральные проверки впоследствии вскрывают «недостачу». Собеседники агентства в экологическом сообществе округа между тем отмечают, что «Самотлорнефтепромхим» ранее «не раз упоминался в контексте размещения буршламов на нелегальных хранилищах в Нижневартовском районе», в частности, на объекте у дороги Нижневартовск – Радужный, и «такая практика существует на протяжении многих лет, причем вопросы возникают исключительно к операторам площадок».

АО «Самотлорнефтепромхим» (СНПХ; Нижневартовск; гендиректор и фактический владелец – Ильфат Галимьянов) намерено оспорить в апелляции решение Арбитражного суда ХМАО по спору с ООО «Самотлорнефтегаз» (добывающее предприятие ПАО «НК «Роснефть»).

В рамках этих тяжб нефтяная компания добивалась взыскания с СНПХ более 85,3 млн рублей, из которых более 39 млн – неосновательное обогащение, а остальная сумма – штраф. Третьим лицом в процессе выступало ООО «Научно-производственное объединение «Нанэкс».

Уточним, в 2020 году стороны подписали 10 договоров, предметом которых являлись работы по бурению скважин. Помимо этого, соглашения предполагали, что на подрядчика возложена обязанность по обращению с отходами, включая ГСМ, загрязненные грунты, буршламы, отработанные буровые растворы и стоки.

В ходе исполнения договоров СНПХ предъявил «Самотлорнефтегазу» документы к оплате в объеме около 87,9 тыс. «кубов» на сумму свыше 219,6 млн. Деньги перечислили на счета «Самотлорнефтепромхима». Однако в январе 2023 года была проведена камеральная проверка, в ходе которой выяснилось, что, исходя из данных реестров вывоза шлама, подписанных со стороны ответчика без замечаний, фактический объем составил немногим более 72,2 тыс. кубометров. Таким образом, разница между предъявленным к оплате и фактическим объемом вывезенных отходов превысила 15,6 тыс. кубических метров.

Стоит добавить, по условиям договоров, в случае выявления завышения объемов работ ответчик также должен был выплатить истцу штраф в размере 100%. В ходе разбирательств «Самотлорнефтепромхим» не сумел представить убедительных контраргументов на доводы «Самотлорнефтегаза».

Тем не менее в Восьмой арбитражный апелляционный суд Омска в начале февраля поступила жалоба компании, на текущий момент оставленная без движения до устранения замечаний. И это не единственный текущий конфликт добывающего предприятия «Роснефти» и СНПХ. Так, в начале февраля арбитраж Югры вынес решение о взыскании с сервисной фирмы еще более 22,5 млн рублей в пользу «Самотлорнефтегаза» в качестве убытков.

Читайте ещё:Суд в Петербурге вынес приговор бывшим совладельцам обанкротившейся сети «Юлмарт»

Между тем спор нефтяников и СНПХ привлек внимание экосообщества округа. Так, руководитель «Экологической безопасности Югры» Анатолий Криста отметил, что практика размещения вывезенных с участков заказчика отходов на различных нелегальных площадках имеет распространение. При этом сами нефтяные компании дальнейшей судьбой шламов не интересуются, поскольку их ответственность прекращается с момента передачи подрядчику, что, с точки зрения собеседника издания, «является упущением в законодательстве».

Коллеги главы «Экобезопасности Югры», в свою очередь, указывают на несколько таких объектов в Нижневартовском районе, причем в связи с ними ранее неоднократно упоминался «Самотлорнефтепромхим». В частности, агентство подробно рассказывало о нелегальном шламохранилище на Мыхпае в районе железнодорожной станции №2, где на протяжении многих лет захоранивали токсичные отходы компании, связанные через цепочки лиц с предпринимателем Салаватом Шакировым.

В последние годы субарендатором и оператором объекта выступало ООО «Мостэк» из Тюмени, принимавшее шламы, в том числе с 24 площадок СНПХ, что было установлено в рамках прокурорской проверки. Еще один объект, известный еще с начала 2010-х годов, но на фоне других остающийся в тени, несмотря на предполагаемый ущерб в 5 млрд рублей, – площадка на 62-м километре автодороги Нижневартовск – Радужный. Это шламохранилище примечательно в контексте спора «Самотлорнефтегаза» и СНПХ со своим оператором – ООО «НПО «Нанэкс», которое и проходило третьим лицом по делу. Сюда также массово свозились отходы с объектов структуры «Роснефти».

Никаких серьезных санкций к участникам и бенефициарам этих потоков, впрочем, не последовало.

«Не исключаю, что эти десятки тысяч кубометров шлама и прочих отходов, вывозимых СНПХ с площадок «Самотлорнефтегаза», затем и оседают на объекте «Нанэкса» и других подобных. Даже при условии, что за размещение нужно платить, разница все равно получается весомая. И если бы не камеральная проверка, то о них бы и не узнали. А практика показывает, что этот случай, видимо, далеко не единичный, и за годы там не десятки, а сотни тысяч «кубов» химии спрятали», – констатируют «зеленые».

pravdaurfo.ru

Тимур Мкртычан
Регион: Россия

Распечатать